Прогноз погоды

Главная События Приход села Ацвеж

Приход села Ацвеж

В 2013 году исполняется 250 лет образования Ацвежского прихода – одного из самых крупных приходов на территории Свечинского района в дореволюционный период.


Два крестных хода


На месте теперешнего села Ацвеж был починок Лодейный, состоявший из двух дворов. Решением общины христиан он был передан священнослужителям, и в 1763 году здесь была построена первая деревянная церковь в честь свт. Димитрия Ростовского. Собственно это событие и положило начало селу, получившему название Ачинское - Ацвеж.


Новому приходу отошли деревни и починки Юмского и Екатерининского приходов Котельничского уезда. Существует предание о том, как образовался приход. Если юмские населённые пункты беспрекословно были переданы Ацвежскому приходу, то с Екатерининским приходом возникли распри и споры. Всё решилось молитвой и крестным ходом. Решено было вести два крестных хода навстречу друг другу. Где они встретятся, там и будет граница приходов. Так и сделали. Крестные ходы встретились у деревни Несветаевской. Эта деревня отошла к Ацвежскому приходу, а на этом месте поставили часовню.


На средства прихожан


Первый храм, скорее всего, был построен по типу избы, так как возводился местными строителями, которые вряд ли видели белокаменные хоромы в центральной и южной России. Архитекторы называют наши первые деревянные храмы «клетскими». Население сел и деревень быстро увеличивалось. Возникла необходимость и возможность строить более долговечные каменные храмы. В наших местах не было богатых помещиков, владельцев заводов, богатых купцов. Поэтому храмы строились и содержались на средства прихожан. Если собрание прихожан решало строить храм, то выбирали специальных людей «ружников» для сбора средств. Причём собирали не только деньгами, но и продуктами, учитывался и посильный труд на строительстве.


Пока церковь строилась, несколько лет богослужения проходили в старой церкви или в специально построенной временной. Часть прихожан молилась в соседних приходах. После завершения строительства очень долго длилось благоукрашение церкви. Все работы выполнялись в основном своими силами, редко нанимали художников расписывать стены.


По проекту Витберга

Снимок 1902 г. Автор Надеев Н.С. (Снимок предоставлен краеведческим отделом центральной районной библиотеки).


В 1792 году Ацвежскому приходу была выдана храмозданная грамота на возведение каменной церкви в честь 3-х святителей (к сожалению, не указано каких). В 1819 году в одну связку с каменной церковью пристроена каменная колокольня. В 1799 году в Ацвежском приходе были заведены метрические книги, в которые записывались данные о прихожанах: дата рождения, имена родителей, имена восприемников при крещении, венчание, отпевание. Практически всё население фиксировалось в церковных книгах.


В 1841 году в с. Ацвеж началось новое строительство. Две каменные церкви и колокольня были перестроены в один комплекс Казанско-Богородицкой церкви, которую спроектировал известный архитектор А.Л. Витберг (1787-1855), сосланный в то время в Вятку. Кстати, он был автором проекта московского храма Христа Спасителя, Александро-Невского собора г. Вятки. Витберг уехал из Вятки в 1851 году, следовательно, он мог в течение 10 лет наблюдать за строительством Ацвежского храма, которое длилось до 1877 года.


Казанско-Богородицкая церковь имела форму креста, возносились к небу 5 куполов. Колокольня имела 4 яруса, каменная, все строение крыто железом, окрашено белилами на льняном масле. Вокруг церкви установлена каменная ограда.


Церковь имела 5 престолов: 1-й и главный - в честь Казанской иконы Божией Матери; 2-й - в честь Иверской иконы Божией Матери; 3-й - в честь прп. Серафима и вмч. Параскевы; 4-й - в честь свт. Димитрия Ростовского; 5-й - в честь Митрофания Ростовского.


Престолов было много, следовательно, и престольных праздников много: Казанская летняя 21 июля и Казанская осенняя 4 ноября, Иверская 25 февраля, во вторник Светлой седмицы и 26 октября; Димитрий Ростовский прославление 4 октября и преставление 10 ноября; Серафим Саровский преставление 15 января и прославление 1 августа, Параскева 10 ноября. А народ помнит более всего 9-ю пятницу. Но она с престольными праздниками как-то не согласуется.


При церкви работала библиотека и читальня для прихожан. В библиотеке насчитывалось 700 томов. В церкви хранились раритетные рукописные книги, цены которым нет.


В церкви было много икон, богослужебных сосудов, облачений и другой утвари. Богослужения совершались часто, собиралось много прихожан со всех окрестных деревень и починков. В приходе имелись три часовни: на кладбище, в Несветаевых, в Шмелёве.


В 1834-1840 гг. служил и посещал свой храм после паломничеств и послушаний о. Симеон Веснин, затем он стал иеромонахом Серафимом, и, наконец, на Святой горе Афон принял схиму с именем Сергий. Он известен как духовный писатель Святогорец.


В начале XIХ века были открыты церковно-приходские и земские школы. В Ацвеже была одна церковно-приходская и три земских. Число учащихся от общего числа детей было не более 5-6%. Мало было мест в учебных классах, да и желающих учиться было немного.


Церковные владения


Церковь владела 20-ю каменными лавками, крытыми железом, которые сдавались в аренду купцам, торгующим разными товарами. Часто проводились ярмарки, которые были очень богатыми и собирали множество народа, даже купцы из Котельнича приезжали. В ярмарочные дни продавались товары, необходимые каждому крестьянскому хозяйству. Имелись церковные дома, в которых жили священнослужители, некоторые сдавались в аренду. Их было то ли 5, то ли 7. Кроме того, священники имели свои дома.


Церковь владела землей: имела пахотную землю, сенокосы, лесные дачи, пастбища. Часть земли использовалась причтом, часть отдавалась в аренду.


При церкви имелась мастерская по изготовлению гробов и надгробий. Кроме обычных деревянных крестов делались надгробия из мягкого камня. Ещё в средине ХХ века на могилах сельского кладбища можно было увидеть эти памятники с красиво вырезанными надписями.


В 1912 году в приходе насчитывалось 134 населённых пункта, в которых проживало 5149 человек мужского пола и 5322 человека женского пола.


В 1915 году число дворов в приходе составляло 1524 , в которых проживало 5284 человека мужского пола и 5447 человек женского пола.


Часовня в д. Несветаевы


С начала образования прихода ежегодно летом совершался крестный ход в Несветаевы – единственный в благочинии и на современной территории Свечинского района. Самая древняя часовня на Свечинской земле, как уже говорилось, стояла в деревне Несветаевской Ацвежского прихода. Правда, по архивным документам, она была построена (возможно, перестроена) лишь в 1874 году с разрешения епархиального начальства. В начале XX века это было деревянное пятистенное здание 5 саженей в длину и 3 - в ширину; внутри часовни имелся иконостас столярной работы с резьбою, выкрашенный масляной краской с новыми иконами.


О празднествах, совершаемых в часовне, клировая ведомость за 1915 год сообщала следующее: «Празднество в честь Божией Матери по случаю принесения святой иконы Ея – Иверския в первый после 20 июля воскресный день совершается в Несветаевскую часовню с крестным ходом к ней после литургии в сельском храме». Тут же отмечалось, что часовня была ветхой.


Кончился приход


Революция в приходе осталась незамеченной. Люди жили своими проблемами. Иногда собирались общие собрания активистами, из числа принявших новую власть. По воспоминаниям жителей, в основном собрания собирали приезжие агитаторы. Так жили почти десять лет. Но с началом коллективизации в 1928-1930 годах всё изменилось. Агитация дала свои плоды: появились свои активисты, людей принудительно записывали в колхоз и общим собранием выносили решения об обобщении имущества и скота. Вот тогда и кончился приход. Кое-кто потихоньку ходил за советом к священникам с. Ацвеж, как поступить: записаться в колхоз или нет.


В это время в Ацвежской церкви служило несколько священников. Точно установить, когда кто служил очень непросто. По некоторым данным в 1926-27 годах в церкви с. Ацвеж числились следующие лица: священники Яковлев Александр Николаевич (в 1926 году осуждён на 3 года), Клиентов Павел (осужден на 3 года тюрьмы), Дрягин Михаил Васильевич; иеромонахи Скопин Сергий Иванович и Комаровский Борис Иванович; псаломщик Кешухов Андрей Афанасьевич; просфирницы Вершинина Зоя Ивановна и Стефанова Агния Стефановна. В более ранние годы служил священник Стефанов Евлампий Неофитович и возможно его брат Иоанн. В 1932 году арестована просфирница Ацвежской церкви Трефилова Матрена Петровна, уроженка д. Барсуки, которая впоследствии была расстреляна.


Священники были репрессированы, некоторые переведены в другие приходы. В 1936 году великолепный храм был взорван. Прости, Господи, варварство тех, кто это сделал.


Молитва перед престолом Божиим в с. Ацвеж возносилась 173 года, уже 77 лет не звонят колокола. На месте святого престола сейчас стоят развалины так и не построенного Дома культуры. Бог поругаем не бывает! 


По материалам Кировского государственного архива.
 

5 марта 2013

Комментарии (2)

Кулакова (Дёмшина) Елена Владимировна 15.05.2018 в 16:26

Здесь прошло моё детство (с 1974 года).
Считаю, что это моя малая Родина, хотя фактически родилась я в Кирово-Чепецке.
Ах как было бы чудесно, если бы когда-нибудь возродился храм, приход.
Объединились бы люди, способные возродить село, с Божьей помощью разумеется, по-другому никак

Кулакова (Дёмшина) Елена Владимировна 15.05.2018 в 16:32

"В 1936 году великолепный храм был взорван."
Бабушка рассказывала, что на "ликвидировать" храм были направлены солдаты... не знаю что они конкретно делали, наверно минировали (раз был взорван) но многие, а может и все были завалены обломками храма, погребены заживо, так бабушка рассказывала... братская могила этих солдат находится на кладбище села, недалеко от могилок моих родных... такая заброшенная..."Прости, Господи, варварство тех, кто это сделал."- присоединяюсь...Бог поругаем не бывает!

Архив номеров

Короткой строкой

1 августа вышел новый литературный сборник межрайонного творческого объединения "Златоуст". В него вошли стихи и свечинских поэтов Эдуарда Кулакова и Светланы Сорокалетовой, а также ребят из литературного объединения "Пёрышко" Дома детского творчества.

Николай Павлович Дудин был отмечен одной из высших ведомственных наград - Знаком Министерства финансов РФ "Отличник финансовой работы Российской Федерации"." .

В этом году высшая региональной награда, учрежденная для лучших педагогов области, - знак "Педагогическая слава" был вручен воспитателю детского сада "Теремок" Т.В. Сухановой.

Накануне Дня учителя учитель физики МОУ СОШ пгт Свеча В.А. Трефилов, воспитатель детского сада "Теремок" Т.А. Юдинцева и старший воспитатель детского сада "Родничок" Т.В. Асеева были награждены почетными грамотами департамента образования Кировской обл.

Супруги Леонид Петрович и Галина Михайловна Мальцевы из п. Свеча из рук губернатора Кировской области Н.Ю. Белых получили общественную награду - медаль "За любовь и верность".

Во Всероссийский день семьи, любви и верности в Юмском ДК состоялся показ видеофильма "Муромское чудо" в постановке Московского театра русской драмы. Роль князя Петра в нем исполнил уроженец с. Юма Владимир Шашмурин.

Смотреть все