Куда уходят учителя...

Прогноз погоды

Главная Общество Куда уходят учителя...

Куда уходят учителя...

 

Эта фраза стала почти поговоркой. Ведь, уходя из школы, учителя все равно остаются учителями своих учеников. В прошлом веке они редко меняли раз и навсегда выбранную профессию.
Сегодня в нашем районе те, кто когда-то, стоя у школьной доски, просвещал юные умы, работают в самых разных сферах. Они переквалифицировались в библиотекарей, почтальонов, муниципальных служащих, социальных работников, журналистов… Большинство из них оказались перед выбором после того, как закрылась их школа вследствие начавшегося в середине 2000-х процесса оптимизации малокомплектных школ. В результате из 13 школ района, функционировавших  еще в начале тысячелетия, осталось пять, а педагоги, чтобы не пополнить ряды безработных, устремились во все открытые ниши местного рынка труда.

Но из школы уходят и до того, как она закроется. Что побуждает педагога, искренне считавшего, что он работает по призванию, и уйти? На этот вопрос отвечают героини сегодняшней публикации.

ИЗ СКАЗКИ - НА КРАЙ ЗЕМЛИ


- В детстве у меня была мечта стать учителем, - вспоминает Любовь Константиновна Несветаева, - и вопрос выбора профессии передо мной никогда не стоял. Всегда знала – я буду только учителем начальных классов. Начальная школа – это сказка, дети в этом возрасте искренние, их сердца открыты. И на первую учительницу ложится груз огромной ответственности: она дает азы не только знаний, но и нравственности.


Двадцать семь лет Любовь Константиновна отработала учителем начальных классов Ацвежской школы, которую она выбрала при распределении по окончании Халтуринского педагогического училища. Она выросла в семье железнодорожника (п. Арья Нижегородской области), поэтому решила, что ей подходит станция Ацвеж. Правда, потом оказалось, что Ацвежей два, тот, куда ехала она, стоит далеко не на железной дороге.


- Я хотела сразу же уехать, вторую попытку предприняла после первого года работы, - признается она, - но осталась: решила честно отработать положенные три года. А на четвертый – вышла замуж…


Трудно свыкалась с деревенской жизнью, а вот в выборе профессии никогда не сомневалась.


- Как мне представлялась работа, такой она и была, - рассказывает Любовь Константиновна. – Я шла на урок всегда с улыбкой, нравилось общаться с детьми. Старалась в каждом подчеркнуть индивидуальность, ценила их мнение и образ мыслей.


Именно поэтому, когда в начале 90-х стали внедрять новые методики, она с головой окунулась в систему Занкова (развивающее обучение). Окончив курсы, в 1993 году приступила к работе по-новому. Особенно её привлекала суть развивающего обучения, когда ребенок, сам добывая знания, получает радость от своих открытий, конечно, под умелым, тонким руководством учителя.


В те годы Любовь Константиновна ходила на уроки с особым воодушевлением. Ей казалось, что все дети теперь обязательно будут получать отметки «4» и «5», ведь каждый ребенок учится в своей зоне развития. А класс был настолько отзывчив, что дети как губка впитывали все, что говорит учитель, а еще старались поддержать, помочь друг другу.


Но когда ее воспитанники ушли в среднее звено, многое для них стало по-другому. Занков кончился за порогом начальной школы, и дети это сразу почувствовали. Любовь Константиновна поняла, что без преемственности между школьными ступенями результата, которого она ждала, не будет. Поэтому учительница решила частично вернуться к традиционной методике обучения, оставив при этом главное – воспитывать в детях человечное отношение ко всем и всему.


1999 год стал переломным в  ее жизни. Впервые во время летнего отпуска она съездила отдохнуть на юг, правда, для этого пришлось взять кредит в банке, который учительница потом почти год выплачивала.


- Не секрет, что зарплата учителя во все времена была несоразмерима с тем трудом, что вкладывал педагог, - говорит Любовь Константиновна. – Чтобы жить более менее достойно, сельский учитель вынужден вести немаленькое личное подсобное хозяйство. Было время, я двух коров держала, телят, поросенка, кур, не ради богатства, по необходимости.


В те годы в Ацвеже уже многие мужчины подались на заработки из колхоза на север. Север стал казаться ей тем, к чему она должна стремиться. Несколько лет зрела мысль – работать вахтовым методом в районе Крайнего Севера. Но решиться на такие перемены в своей жизни трудно. И вот весной 2007 года раздался звонок от знакомой, который и стал последним толчком: идет набор на работу, сейчас или никогда.


Началась другая жизнь, где надо было вновь самоутверждаться, многое доказывать не только другим, но и себе.


- Раньше казалось, куда же я уйду из школы? – размышляет Любовь Константиновна. – И не находила ответа. Сегодня полностью изменилось мое мировосприятие и мироотношение. Я проработала 27 лет в школе и 5 – на севере, а лучше бы поменять местами эти цифры.


Север приобретает над людьми какую-то необъяснимую власть, несмотря на свою суровость, он затягивает человека полностью. Это же произошло с Любовью Константиновной.


- Там не только деньги, там особый мир, особая красота, - признается она. – Когда-то давно я смотрела фильм, где главные герои – юноша и девушка – идут на край земли. Тогда тоже появилось желание уехать куда-нибудь на край. Сейчас могу сказать: я на краю земли, и мне там очень нравится.    


КАК ЛИТЕРАТОР СТАЛА ПОЛИЦЕЙСКИМ


В 1996 году выпускница Круглыжской средней школы Мария Николаевна Ромина (сейчас Селезенева) вернулась в родную школу после окончания Вятского государственного педагогического университета. Красный диплом молодого специалиста подтверждал, что она является учителем русского языка и литературы.


- В школе мне нравилось все, я любила свою работу, - рассказывает Мария Николаевна. – С особым вдохновением шла на уроки литературы, на моем столе всегда лежал томик стихов.


Казалось, перед ней простиралось прекрасное педагогическое будущее. Но через десять лет она ушла из профессии…


- Время шло, ребят становилось все меньше, в перспективе школа неизбежно должна была стать основной, - объясняет Мария Николаевна свое решение, - двум литераторам не будет полной ставки, а ссориться с подругой из-за лишнего часа не хотелось.


И она начала искать новое место работы. В это время попалось на глаза объявление в газете «Свеча» о том, что Свечинскому ОВД требуется инспектор по делам несовершеннолетних (педобразование желательно). Идя на собеседование, больших надежд не питала, поэтому была удивлена, что прошла психологическое тестирование. Со 2 октября 2006 года ее взяли  в милицию стажером с испытательным сроком, а с 1 января 2007 года новый инспектор по делам несовершеннолетних М.Н. Селезенева приступила к своим обязанностям.


- Расставаться со школой было очень тяжело, - признается она, - кем-то еще, кроме учителя, вообще себя не представляла. Первое время так скучала, что, казалось, это никогда не пройдет. Даже конспекты уроков выбросила только нынешним летом: все еще думала, а вдруг вернусь. Успокаивалась тогда тем, что работать предстоит также с детьми, я остаюсь педагогом.


Новому инспектору нравилось выступать перед ребятами на классных часах, самой много нового узнавать. Это была все та же педагогическая деятельность, только в плане правового просвещения детей.


Постепенно новая работа вытеснила многое из того, что было дорого прежде, даже стихи сейчас читать совсем не хочется. Учитель  видит детей совсем с другой стороны, нежели инспектор по делам несовершеннолетних.


- Мне комфортно было в школе, - говорит она. – И если случится в жизни еще один крутой вираж, хотелось бы уйти только в школу.


Елена Демина.

Фото Сергея Загребина.

 

26 июня 2014

Комментарии (0)

Архив номеров

Короткой строкой

1 августа вышел новый литературный сборник межрайонного творческого объединения "Златоуст". В него вошли стихи и свечинских поэтов Эдуарда Кулакова и Светланы Сорокалетовой, а также ребят из литературного объединения "Пёрышко" Дома детского творчества.

Николай Павлович Дудин был отмечен одной из высших ведомственных наград - Знаком Министерства финансов РФ "Отличник финансовой работы Российской Федерации"." .

В этом году высшая региональной награда, учрежденная для лучших педагогов области, - знак "Педагогическая слава" был вручен воспитателю детского сада "Теремок" Т.В. Сухановой.

Накануне Дня учителя учитель физики МОУ СОШ пгт Свеча В.А. Трефилов, воспитатель детского сада "Теремок" Т.А. Юдинцева и старший воспитатель детского сада "Родничок" Т.В. Асеева были награждены почетными грамотами департамента образования Кировской обл.

Супруги Леонид Петрович и Галина Михайловна Мальцевы из п. Свеча из рук губернатора Кировской области Н.Ю. Белых получили общественную награду - медаль "За любовь и верность".

Во Всероссийский день семьи, любви и верности в Юмском ДК состоялся показ видеофильма "Муромское чудо" в постановке Московского театра русской драмы. Роль князя Петра в нем исполнил уроженец с. Юма Владимир Шашмурин.

Смотреть все